Издательство «АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002, 632 стр.

Странная книга. Не хочется писать, не хочется оценивать, не хочется цитировать. Злая и безнадежная. Середина третьего тысячелетия нужна только для (посредственного, хотя вроде оригинального) фантастического окружения. Люди — все сегодняшние, и не просто такие же, но с выставленными напоказ слабостями и недостатками, нашими нынешними недостатками. Так что с началом этой самой дисфункции (а слово, похоже, весьма точно описывает то, что там стало происходить ближе к концу этой части) думаешь, что может уже она лучше и поглотит этот порочный мир, как очередной потоп? Очень неуютно в описанной вселенной... я вот так прикидываю — там же ни одного положительного героя, зато очевидный антигерой прописан ярчайшим образом и явно не собирается исчезать со сцены, по крайней мере с планеты, где все плохо и реальность начала давать сбои, он уже свалил куда подальше. Пожалуй, я только сейчас и нечаянно нашел подходящее слово — неуютно.

Данте был неправ, — подумал он, — ад это вовсе не иссушающая жара, ад — это постоянная сырость.

Впечатление, что понятия благородства и чести просто не нашли себе места в новом мире. Даже подраса эденистов, умеющих телепатически общаться друг с другом и животными (благодаря генетической модификации — и тех и других), для которой даже по книге предполагается большая честность и совершенство человека, представляет из себя печальное зрелище. Шкурные интересы, понятное дело, а также бессмертие и власть над всем миром... Гм.
И самое милое существо (пока) — то, про которое по существу еще ничего не понятно, да и неясно, будет ли, потому что это какая-то энергетическая субстанция, без личности, зато с тягой к познанию (и без стремления к чему-либо еще. Называется лай-силф, то есть их как бы целая раса, с прелестно описанной историей возникновения, но появляется пока ровно один.
Я также в целом не удовлетворен языком, и уверен, что это не проблемы перевода, а так он и есть посредственный. Ну тут, как бы распространяться не про что, разве что еще скажу, что отчего-то мне даже имена не нравятся... не ощущения, что они всегда подходят персонажам, как будто автору составляло неприятный труд их придумывать. Не, то есть наличествуют удачные находки, тот же антигерой Квинн Декстер, например, но в целом от собственных имен те же впечатления, что и в общем от языка.
Итого: я не советую это читать. Ощущение заложенной в книгу личностно-деструктивной программы не покидает меня. Сильная и темная. Если от других вещей воспоминания кажутся вспышками, и что ярче зажглось, то лучше помнится, то здесь лучший эпизод мне придется выбирать из того, что глубже резануло, представьте глазками образ — большим мясницким ножом по натянутой коже, где сильнее надрез, там он шире разойдется и дольше будет заживать шрам. При всем при этом не исключаю, что попробую прочесть следующий том (а всего их пять).
Лучшие эпизоды: эволюция лай-силфов в самом начале (нейтральный и красивый). Начало конфликта многих сил на Лалонде, то есть весь конец книги (что меня и тянет узнать, что дальше).