Издательский дом «Кристалл», СПб, 2001, 94 стр.

Рискую испортить кому-нибудь удовольствие, но все же скажу, что вся повесть — один большой монолог, обращенный к читателю, на Вы, как к собеседнику. Растянутый хронологически на несколько дней, но без единой ответной реплики, лишь с реакцией рассказывающего на эмоции слушающего, он же читающий. Когда я только начал читать, я подумал, что было бы клево вот в таком стиле написать большое произведение, не рассказ, не главу, а повесть. И в каком я был восторге, когда понял, что так оно и есть :) А помимо того, что меня весьма порадовал такой стиль изложения, соображения, что высказываются, отнюдь не просты и не пусты, а дают приятную пищу для раздумий. И, кстати, опять же — можно считать, что все произведение — объяснение термина, вынесенного в название. Чуть менее целостно и прозрачно, но тем не менее не зря они под одной обложкой с «Посторонним».

Словом, скажу вам по секрету, рабство, по преимуществу улыбающееся, необходимо. Но мы должны скрывать его. Раз мы не можем обойтись без рабов, не лучше ли называть их свободными людьми? Во-первых, из принципа, а во-вторых, чтобы не ожесточать рабов. Должны же мы их как-то компенсировать, верно? Тогда они всегда будут улыбаться и у нас будет спокойно на душе. А иначе нам придется туго: начнем копаться в себе, с ума сходить от горестных мыслей, даже можем сделаться скромными — всего можно ожидать. Поэтому никакого афиширования. Нахальная вывеска с головами негров просто возмутительна! (проходили мимо нее — llGht) Да и вообще, если все примутся откровенничать, раскрывать свои подлинные занятия, свою личность, некуда будет от стыда деваться! Вообразите себе визитную карточку, на которой напечатано: «Дюпон — филосов и трус», или «стяжатель и христианин», или «гуманист и прелюбодей». Выбор богатый. Но это был бы сущий ад! Да-да, в аду так и должно быть: улицы с вывесками и никакой возможности вступить в объяснение. Ярлык повешен раз и навсегда.
Право, советую вам, дорогой соотечественник, подумать немножко, каков будет ваш ярлык. Вы молчите? Ну ничего, потом ответите. Во всяком случае, я-то свой ярлык знаю: «Двуликий. Обаятельный Янус». А сверху девиз: «Не доверяйтесь ему». На визитных карточках же будет напечатано: «Жан-Батист Кламанс, комедиант».

Уф, никак остановиться не мог :)
Вот, кстати, в таком духе все время он и докладывает — вроде как все про себя знает, но даже, указывая на замеченные недостатки, не обходится без того, чтобы себя похвалить. Забавно. Ведёт и наводит. Вообще же, текстов замечательных много, не два и не три, но приводить их все сложно, во-первых, не все помню и найду, а во-вторых, читайте лучше в авторской интерпретации, по порядку. Сюжета так как такового нет, но, на удивление, логическая последовательность и завершенность у этой девяностостраничной реплики есть. Выводит и ставит вопрос. Еще одну цитату приведу, и хватит.

Впрочем, нельзя никого счтать невиновным, зато с уверенностью можно утверждать, что все мы виноваты. Каждый человек свидетельствует о преступлении всех других — вот моя вера и моя надежда.
Поверьте, религии ошибаются, как только начинают создавать принципы нравственности и мечут громы и молнии, устанавливая заповеди. Нет необходимости в Боге, чтобы возложить на кого-нибудь бремя вины и наказать за нее. Это прекрасно сделают наши близкие с нашей помощью. Вот вы сказали о Страшном Суде. Позвольте мне почтительно посмеяться над этим. Я жду его бестрепетно, ведь я изведал кое-что страшнее: суд человеческий. <...>
Что я хочу сказать? Да то, что единственная польза от Бога была бы, если б Он гарантировал невиновность, и на религию я смотрел бы скорее как на огромную прачечную, чем, она, кстати, и была когда-то, но очень недолго — в течение нескольких лет — и не называлась тогда религией. Однако с тех пор не хватает мыла, а так как носы у нас грязные, то мы их друг другу вытираем. Все пакостные, все наказанные, а туда же, плюем на провинившихся, и хлоп — в каменный мешок! Давай кто кого переплюнет, вот и все. Я вам сейчас открою большой секрет, дорогой мой. Не ждите Страшного Суда. Он происходит каждый день.

Итого: Я надеюсь, что каждый найдет пару часов прочесть эту отличную штуку. Прочтет вдумчиво — получит много удовольствия, если таковое доставляет работа головой ;) В отличие от прошлой «девятки» — Гибсона, который прекрасен, но на любителя, это — общечеловеческое такое, всем рекомендую. Танюшку, правда, больше впечатлил Сорокин, прочтенный рядом, ну да оставим это на ее совести.
Лучший эпизод: Да даже как-то и не знаю... с картиной, быть может...