Dig, dig, d-i-g, dig, dig metaphors

По всей видимости, большой и непростой роман Славниковой действительно явился событием в современной русской литературе, хотя при всем богатстве языка и небездумном содержании гениальным он окажется вряд ли. Разве что предвосхитит или, при достаточном распространении, сформирует события названного года. Эти кажущиеся наведенными, как порча, беспорядки, мельком помянутые на задней обложке, притягивают интерес читателя, но оказываются всего лишь инструментом в руках автора, декорацией, катализатором для основной сюжетной линии. Без них, если честно, вовсе можно было бы обойтись, воспользовавшись чем-нибудь помельче; впрочем, служат они исправно, возложенную на них функцию, по меньшей мере двойную, выполняют, да и в общую схему происходящего вписываются прекрасно. Вообще, гнетущее ощущение беспорядка висит над всем происходящим на страницах книги, появляясь, по-моему, сразу, едва ли не со второй строки: «Непонятно как, но он проспал...» Завязка только разворачивается, а мы уже по уши в трясине смутного неустройства.
Что касается языка, то поначалу глаз даже вязнет в бесконечных метафорах, кажется, что автор решил поупражняться и к каждому-каждому предмету попробовать применить хоть какое-нибудь сравнение. Ничего не выглядит просто так, это обязательно будут «мягкие комья кулаков» или «слипшаяся гроздь ключей» – их даже искать и запоминать не надо, открывай на любой странице, разве что захочешь выбрать получше. Впрочем, постепенно маховик раскручивается, то ли вместе с действием, то ли просто от погружения в Рифейский мир, события, которые, казалось, были почти перед развязкой, обнаруживаются еще в первой половине немаленькой книги, а метафоры начинают блистать и доставлять настоящее удовольствие и вызывать неподдельное восхищение... Книга была бескнижна. Крупный шрифт для малограмотных занимал едва половину её желтоватых, с опилками, страниц. Казалось, будто роман нанесли на бумагу слишком тонким слоем, как экономная хозяйка размазывает баночку икры на полсотни бутербродов, – и роман от этого утратил некие свойства, во всяком случае вкус. – отрывок, кстати, говорит о полной противоположности самой книги, о романе, который абсолютно НЕ «2017». И это еще ладно, а как вам «рыхлые, как ангинозные горла, глубокие арки»?
Возвращаясь к названию, хочу еще заметить, что нарочный, не показавшийся мне необходимым выбор даты (и рожденных ею событий) несколько развязал автору руки, позволил набросать штрихи фантастичности, и удачно. Нет, никакой антиутопии – мало нам было – по крайней мере не больше, чем можно озвучить уже сейчас. Но кое-что заострить, а кое-что, пожалуй, и озвучить, стало удобнее. Один отличный сюжет с «Гранитом» чего стоит – тоже сугубо утилитарный, но без заявки на масштабность.
В общем, рекомендация будет: читать и получать удовольствие. Никакой гарантии, что понравится, конечно, нет, это не шоколадка. Кто-то, возможно, так и не продерется через гущу сравнений, кому-то уже показался неправдоподобным финал (не разделяю). Но уж если хватает времени на книги, тем более на современные, то и на Славникову хватить должно.

Whose up for a metaphor? (We're up for a metaphor)