Этот пост несколько опоздал. Неудивительно, учитывая, что примерно сформулирован он был месяца три с лишком назад. Немного досадно, что особенно стремительно он устарел где-то за последнюю неделю. Но об этом потом.

Суть в том, что наблюдение за дискуссиями в Интернете и просто за людьми в городе, в метро, придало мне желания чётче понять, что же ещё не так, помимо удерживающих власть террористов. Что-то же ещё надо менять: что-то, что мешает просто жить и постепенно улучшать мир вокруг себя, что-то, что можно и нужно переделывать на базовом, повседневном уровне. Получились вот такие, извините, тезисы.
Наша первичная реакция на других — осуждение. Наша основная социальная платформа — «мне так удобно». Наша основная политическая платформа — «мы и они».
И пока всё так, любые конструктивные, созидательные усилия будут встречать чудовищное сопротивление.

Конечно, сила и, условно, частотность проявления этих подходов разнится между сообществами и стратами. Но они явно присутствуют в значительной мере везде. (Может, кроме кришнаитов? :)) Сам я регулярно попадаю под влияние таких «управляющих стереотипов». Чаще всего замечаю за собой первое, реже всего — наверное (или «хочется верить»), второе.

И не просто замечаю, я обнаружил, что они составляют для меня некоторую проблему, некоторый вопрос, который требует разрешения, чтобы я мог как-то планировать, представлять себе свои собственные дальнейшие действия. Конкретный пример, который засел у меня в голове, родился при чтении обсуждений, связанных то ли с Pussy Riot, то ли с гомофобными законами. Я видел реплики и думал: «Вот эти люди, мы с ними живем в одной стране, в одном городе, говорим на одном языке; у нас, наверное, должны быть общие цели, стремления, мне, наверное, надо как-то согласовывать свои представления о совместном, общем для нас пространстве с их представлениями, но... На каком основании я должен, я могу чувствовать с ними общность?» И не находил такого основания.

А опоздал он потому, что вездесущая в последнее время Людмила Петрановская написала колонку, где не просто отчасти пояснила, почему случаются все три названных проблемных подхода, а еще и немножко ответила на вопрос, к которому я и подступиться боялся: что делать?