Третья и последняя книга саги в общем-то столь же хороша, как и первые две, и хуже разве что тем, что она третья и поэтому не так удивительна. Шикарная фэнтези в почти совсем реальных — и весьма реалистичных — исторических декорациях заставляет меня сожалеть, что никто не написал ничего такого про нашу историю. Не то чтобы у нас совсем не было литературных произведений на исторические темы, но все же это совсем другой взгляд, включение в школьную программу накладывает свой отпечаток отношения, и мне кажется, что если так ненавязчиво и увлекательно провести читателя по настоящим полям сражений и покопаться вместе с ним в интригах, как это делает Сапковский, это оставит в голове гораздо больше именно исторического материала. Хотя для этого, вероятно, нельзя брать что-то относительно недавнее, как раз что-то в районе гуситских войн нужно. Мне ужасно досадно, что я был совсем не в состоянии географически воспринять передвижения главного героя и армий, не посмотреть по карте — это бы я сделал, если бы захотелось, — а именно видеть в воображении. Почему-то я думаю, что для «местных» это расцвечивает книжку еще больше.

Возможно, мне показалось, но она чуть более нагружена латынью, но лично меня это скорее подбивает вернуться к занятиям языком, чем раздражает. Не помню, были ли такие мысли про предыдущие две книги, но здесь, я почти уверен, Сапковский преследует и образовательные цели. И это, как мне кажется, совсем то, что надо сейчас, при массовом стремлении к скорости и поверхностности — толстые, безумно захватывающие книги, подспудно прививающие кое-какие знания и желание узнать больше. Минимально эту цель выполняют комментарии, но они тоже могут только еще раздразнить желание...

«Бастард Орлеанский...» — граф Жан Дюнуа, один из наиболее знаменитых военачальников Столетней войны, действительно был нагулян на неправедном ложе. Людовик Орлеанский, брат короля Франции Карла VI, произвел его на свет во внебрачной связи с Маргаритой д'Энгъен. Забавный анекдот об этой интрижке рассказывает Брантом в «Жизнеописании галантных дам», куда я и отсылаю тех, кто интересуется историческими и эротическими анекдотами.

«Мы еще крепко, вот увидишь, выпьем на свадьбе...» — предвиденье епископа было верным. (не могу не отметить снова юмор автора) Марьяж Агнешки Кантнеровны с делающим блистательную карьеру Каспаром Шликом был совершен в 1437 году, а матримониальные козни Люксембуржца — это мой литературный вымысел. Союз Пястовны и Шлика, хоть и типично политический, был очень счастливый и дал много маленьких Шликов.
С остальных инсценированных мной браков ни один не был заключен. Сын Кантнера, Конрад IX Черный, не женился на...

«Ваши отцы в 1420 немного жидов погромили...» — я немного подгоняю факты под требования фабулы. В действительности яворских евреев в 1420 году не только погромили, но и выгнали из города.

«Много грубой и большой лжи распространяют...» — агитку эмиссара я свободно сделал на основании аутентичного гуситского манифеста, который распространялся по соседним странам в разных языковых версиях, взятого из работы Евы Малечинской, «Гуситское движение в Чехии и Польше», KiW 1959

Ну и так далее...